- Нотация знаменная
-
НОТА́ЦИЯ ЗНАМЕ́ННАЯ — одна из форм фиксации др.-рус. певческого иск-ва, бытовавшая в практике богослужения с 11 по 17 в. Заимствована, как и вся система богослужения, из Византии. Прототипом рус. Н. была т. н. куалетная Н. (10—12 вв.) — одна из разновидностей ранневизант. Из куалетной Н. был заимствован осн. круг невменных начертаний, возможно, с сохранением их мелодико-ритмич. значений, а также принцип употребления невм. Однако дальнейшее развитие Н. З. шло самостоятельно. Н. З. претерпела определ. изменения в знаковом репертуаре, в способе употребления знамен. Это связано с переломными моментами в системе распева, к-рый прошел путь от познакового принципа фиксации к попевочному (2-я пол. 16 в.), потребовавшему вскоре своей расшифровки (1-я пол. 17 в.). Первым дополнит. элементом, введенным в Н. для уточнения ее эвуковысотности, стали киноварные пометы (1-я четв. 17 в.). Позднее к ним добавились признаки (после 1670), предназнач. для нотопечатания, но вошедшие в рукописную традицию и сосуществовавшие с киноварными пометами. Н. З. и сегодня остается нечитаемой на протяжении значит. периода своего существования. Лишь со 2-й пол. 16 в. возможна частичная дешифровка песнопений, запис. Н. З. (по использовавшемуся в них попевочному принципу). Кокизники, содержащие начертания попевок и их разводы, представляют определ. информацию относит. мелодико-ритмич. содержания произв. знаменного распева, начиная с указ. времени. Киноварные пометы, указывающие точную звуковысотность невм, а также двознаменники дают основания для прочтения рукописей 2-й пол. 17 в. и более поздних.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.